Судьба золотого запаса «Союзмультфильма»

Судьба золотого запаса «Союзмультфильма»

В ожидании хеппи-энда жуткой и чрезмерно длинной истории падения отечественного Форта Нокс – нашей мультипликации.

Накануне 75-летия легендарной студии «Союзмультфильм» мэтры отечественной мультипликации опубликовали открытое письмо руководству страны. Юрий Норштейн, Эдуард Назаров, Леонид Шварцман и Андрей Хржановский сообщили, что поздравлять некого, ибо студии уже почти не существует. От нее осталось несколько пожилых сотрудников, огромные долги и пустые помещения.

 

Горестное положение «Союзмультфильма» стало результатом банального отсутствия денег. Студия не только не получала финансирования от государства, но и не могла распорядиться прибылью от продажи прав на свою коллекцию. Так еще в начале 2000-х оказалась в собственности сторонней организации.

Мультипликаторы не надеялись, что их письмо дойдет до адресата и возымеет какое-то действие. К неизбежному удивлению ответ последовал и, по бюрократическим меркам, молниеносно. Меньше чем через месяц авторов «письма четырех» вместе с руководством «Союзмультфильма» пригласили в Белый дом на встречу с премьер-министром, чтобы обсудить проблемы студии и российской анимации в целом. Обсудить было что, так как история падения отечественной мультипликации насчитывает уже два десятка лет.

Труп «Cоюзмультфильма»

Проблема российской анимации, как и российского кинопроизводства в целом, состоит в патологической неприспособленности к рыночной экономике и является частным изводом системной сомнительности и нелогичности нынешней российской экономики. В СССР мультипликация была частью уравновешенной системы и создавалась при стопроцентном государственном финансировании. «Союзмультфильм» был самой крупной студией в Европе и ежегодно выпускал по 7—8 часов анимации.

В перестройку огромная отлаженная студийная машина начала сбоить. Первой ласточкой стал раскол на студии: тогдашнее руководство «Союзмультфильма» организовало частную контору, куда утекла часть ценных кадров. Оставшиеся сотрудники принялись реформировать осиротевший «Союзмультфильм», что совсем не пошло ему на пользу. В 90-е все надеялись на грандиозный коммерческий успех новых проектов, но ожидаемых денег те не принесли, а государственное финансирование неуклонно стремилось к нулю. Результатом стал глубокий финансовый кризис на студии, увольнения сотрудников, остановка работы. В настоящее время на «Союзмультфильме» заявлен единственный проект — «Гофманиада» Стаса Соколова, работа над которым простаивает годами. Ощутимым гвоздем в гроб «Союзмультфильма» стал президентский указ от 4 апреля 2001 года о реорганизации федеральных государственных киностудий, в результате которой производитель фильмов был отделен от собственной киноколлекции. Были созданы два отдельных предприятия: ТПО «Киностудия «Союзмультфильм», которая снимает фильмы, и ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм», которая получает прибыль от продажи прав на использование киноколлекции. Фактически авторов мультфильмов лишили возможности распоряжаться доходом от своих работ, чтобы финансировать новые фильмы. Именно за счет мультфильмов, которые с годами приносят все больше прибыли, киностудии во всем мире продолжают выпускать новую продукцию.

«Фильмофонд» обязан делиться со студией доходами, и отчисления авторам действительно производились, но проверить адекватность этих выплат невозможно, так как деятельность этой организации непрозрачна, ее реальные прибыли неизвестны. Сам указ, на который ссылаются создатели «Фильмофонда», был перестраховочной схемой, чтобы в случае приватизации киностудий сохранить за государством права на киноколлекции, произведенные за государственный счет, на золотые, грубо говоря, запасы. «Союзмультфильм» не был приватизирован и все равно лишился прав на свои фильмы.

В тексте указа оговорена необходимость «сохранения за федеральными государственными киностудиями принадлежащих им в соответствии с законодательством исключительных прав на использование аудиовизуальных произведений». Загадочным образом этот внятный текст стал основанием для создания «Фильмофонда».

Кроме того, «Фильмофонд» присвоил себе права на изображения персонажей, которые никогда не были собственностью студий, а всегда принадлежали отдельным авторам.

Борьба за персонаж

В советское время никто и представить себе не мог, что персонажи популярных мультфильмов могут приносить прибыль производителям игрушек, канцелярских товаров или, например, глазированных сырков. Заморское слово «мерчандайзинг» было неизвестно. Теперь актуален вопрос: кому производители детских товаров должны платить за тиражирование образа Чебурашки или Винни-Пуха? Юристы утверждают, что вопрос правообладания следует решать в соответствии с законодательством, действовавшим в то время, когда произведение создавалось. Золотая коллекция советских мультфильмов, создавалась при Гражданском кодексе РСФСР от 1964 года, согласно которому за киностудией «Союзмультфильм» закреплялись права на аудиовизуальное про изведение целиком, а за его непосредственными авторами — права на составные части мультфильма. То есть композитор был обладателем прав на свою музыку, сценарист — на свой сценарий, художник — на свои эскизы и весь созданный им видеоряд и т. д. Проще говоря, если используется фрагмент фильма — доход получает студия, а если только изображение персонажа (а в подавляющем большинстве случаев так и бывает) — платить следует автору этого образа, то есть, как правило, художнику-постановщику.

Однако «Фильмофонд» ина че трактует этот закон. На своем сайте он разместил строгое предупреждение о том, что только ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» является обладателем всех исключительных прав на мультипликационные фильмы, созданные на киностудии «Союзмультфильм», включая составные части и элементы мультфильмов (в том числе оригинальные названия, аудио- и видеоряд, фрагменты и персонажи). Такая несправедливость воз мутила сообщество аниматоров и вызвала серию судебных процессов по вопросу принадлежности авторских прав на персонажи. О некоторых таких разбирательствах журнал «Однако» подробно писал в №12 от 30 ноября 2009 год (статья «Рваный Чебурашка»).

Получилось, что «Фильмофонд» не только отнял доходы у студии, но и присвоил себе авторские права конкретных людей, среди которых Федор Хитрук, Леонид Шварцман, Эдуард Назаров, Франческа Ярбусова и многие другие. Все они всемирно признанные художники, которые живут в России. В материальном плане более чем скромно. Хотя, работай они в Голливуде, могли быть более чем состоятельными.

Ежик по фамилии Фьюить

В лучшие годы «Союзмультфильма» студией руководил худсовет, состоявший из профессионалов. Это был, по выражению Юрия Норштейна, «держатель художественных акций». По мнению мэтра, совет вовсе не был злобным цензором, как сейчас привыкли думать. Норштейн любит вспоминать, как худсовет студии поддерживал режиссеров во время съемок, помогал разрешать конфликты с администрацией, которые нередко случались у выдающихся художников. Главным, по его словам, было то, что члены худсовета понимали специфику анимационного искусства и были нацелены на достижение высокого художественного качества.

С крахом советской системы на смену худсоветам пришли тендеры, в нашей экономической системе обессмысленные, как и многие другие рыночные механизмы. В результате сложилась абсурдная ситуация: чтобы получить государственные деньги на фильм, автор заявки должен выиграть конкурс на право реализовать свой собственный замысел. То есть, например, если бы Норштейн вдруг захотел сделать продолжение «Ежика в тумане», то государство объявило бы тендер на съемки «сиквела», в котором мог бы поучаствовать любой желающий. И Норштейн — по законам подобных конкурсов — наверняка бы проиграл такой тендер, а проект отдали бы другому режиссеру, который согласился бы сварганить «Ежика-2» и дешевле, и быстрее.

Системная ошибка дистрибуции

Кроме доходов от старых фильмов, студия могла бы рассчитывать на прибыль или хотя бы на окупаемость новых проектов, если бы для этого была организована необходимая инфраструктура. Во времена расцвета «Союзмультфильма» в столице была налажена система проката анимационного кино. Существовало четыре специальных кинотеатра для показа детских картин и сборников короткометражных мультфильмов. Один из них — кинотеатр «Баррикады» — был своеобразным клубом для аниматоров того времени. Эти специализированные кинотеатры давно прекратили свое существование. На полноценный прокат могут рассчитывать только полнометражные ленты. Создатели анимационного «короткого метра», в лучшем случае могут надеяться на телевизионные показы и выпуск DVDсборников. Но, как известно, на продаже дисков авторам заработать невозможно из-за высочайшего уровня пиратства.

А на телевидении действует закон о рекламе, запрещающий вставлять рекламные блоки в детские программы.

Рекламный запрет преследовал, казалось бы, благую цель оградить детей от грубой во всех смыслах манипуляции. Кроме того, считается, что маленькие зрители не являются целевой аудиторией рекламы, так как не распоряжаются деньгами. Но сами рекламодатели могли бы поспорить с этим утверждением: они прекрасно знают, что ребенок легко уговорит взрослых купить игрушку из рекламного ролика. Сами аниматоры тоже не видят ничего плохого в том, чтобы рекламировать детские товары между показами мультфильмов.

Маниакальная «забота» государства привела к тому, что дети лишились возможности смотреть отечественные мультики по телевизору, для них просто не оставили места в сетке. Телеканалы, чтобы не терять доходов от рекламы, показывают лучшие образцы нашей авторской анимации, тот же цикл «Гора самоцветов» студи «Пилот», либо в 6 часов утра, либо в 3 часа ночи, когда дети крепко спят. И никакие идейные соображения в расчет не принимаются — бизнес превыше всего.

Обесценившаяся преемственность

Острейшей проблемой для российской анимации стала нехватка свежих кадров. На собрании по случаю 75-летия студии Юрий Норштейн не насчитал и десятка профессиональных аниматоров моложе пятидесяти, и это были не сотрудники СМФ, а дети ее ветеранов. В России есть школы, где готовят специалистов. Наряду с классическим ВГИКом это школа-студия «Шар», авторская школа Ивана Максимова, творческие мастерские и кафедры анимации в профильных учебных заведениях Санкт-Петербурга. Проблема в том, что эти заведения в основном выпускают режиссеров анимационного кино и художников-постановщиков, а на студиях не хватает технических кадров — аниматоров, прорисовщиков, заливщиков, которые, собственно, и занимаются «оживлением» картинки. Раньше такие специалисты воспитывались прямо на студии. При «Союзмультфильме» действовали двухгодичные курсы, на которых студенты не только рисовали, но и изучали историю искусств, актерское мастерство, эстетику и другие дисциплины. У начинающих была возможность практиковаться, наблюдая за работой великих режиссеров. Теперь, когда нет денег даже на производство, образовательный процесс на студии больше не финансируется. С другой стороны, далеко не все выпускники подобных школ могут найти работу по специальности в силу вышесказанных причин. При очень затратном производстве и дефиците средств зарплаты анимационного цеха катятся под гору, что не способствует привлечению молодежи на студии. Многие не просто мечтают работать за границей. Они уже там.

Коммерция и творчество

Несмотря на сложности, в России, опять же несистемно, от случая к случаю, возникают анимационные проекты, которые приносят значительную коммерческую выгоду своим создателям. Главный из них — сериал «Смешарики» студии «Петербург» под руководством Анатолия Прохорова и Ильи Попова. Забавные истории про круглолицых зверей успешно показывают не только на российском телевидении, но и в США, Германии, Великобритании, на Украине. Тут как раз отлично работает пресловутая система «мерчандайзинга» — на ура раскупаются игрушки, майки, книжки и прочая канитель с героями сериала. В декабре 2011 года в прокат выйдет полнометражный фильм «Смешарики. Начало» в 3D, продюсером которого выступил обласканный в Голливуде Тимур Бекмамбетов.

Другой пример — серия полнометражных мультфильмов для семейного просмотра о русских богатырях петербургской студии «Мельница». На экраны уже вышли четыре фильма: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловейразбойник», «Три богатыря и Шамаханская царица». В создании первого участвовал оскаровский номинант Константин Бронзит, а последний был спродюсирован Сергеем Сельяновым. Однако на этом поле тягаться с заокеанской продукцией нам все равно бессмысленно. Российская анимация знаменита во всем мире авторскими работами непревзойденного художественного качества, которое невозможно сохранить, если производство ставится на коммерческие рельсы.

Дом для мультфильмов

Все перечисленные проблемы были озвучены на встрече с председателем правительства. Кроме того, был высказан ряд предложений не только по реанимации «Союзмультфильма», но и по созданию нового культурного центра, который должен стать и студией, и школой, и кинотеатром, и музеем, и площадкой для детского творчества. Рабочее название для такого чудо-места — Дом российской анимации.

Центр призван объединить общей производственной площадкой несколько союзных студий, а также на льготных условиях оказывать услуги независимым анимационным студиям — аренда помещений и техники, графические процессы, озвучание и т.д. Дом мог бы помочь в первую очередь аниматорам-дебютантам, а также авторам высокохудожественных некоммерческих проектов. В тех же стенах резонна реорганизация школы творческих и технических кадров, юридическая служба для защиты авторских прав и помощь в юридических вопросах независимым студиям и создание специальных отделов по продвижению российской анимации в стране и за рубежом — лишь бы этим одним дело не ограничилось. И, наконец, такая площадка подразумевает встречу со зрителем: кинозалы, выставочное пространство. Грандиозный проект, уникальный для нас, в мире таковым не является, подобных центров довольно много. Например, в Китае, где понимают ценность и значение развития анимации, их уже 30.

Дав добро на создание ДРА, премьер Путин пообещал аниматорам существенно усилить финансирование мультипликационных фильмов, ликвидировать злополучный «Фильмофонд» и оказать оперативную помощь «Союзмультфильму». Если бы подобный дом сыскался, наконец, и для многострадального Музея кино, наступил бы золотой век, не меньше.

Чувствительные вопросы

После беседы с премьер-министром аниматоры, по их признанию, испытали «чувство глубокого удовлетворения», им показалось, что к их проблемам «наконец прислушались». Впрочем, некоторые вопросы касательно решений, принятых на той судьбоносной встрече, остались.

С момента своего основания ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» успел объединить в себе фонды всех государственных киностудий, кроме «Мосфильма», и сменить название на «Объединенную государственную киноколлекцию». По итогам беседы в Доме Правительства было решено, что после ликвидации этой организации все права перейдут в собственность Госфильмофонда, который обязуется перераспределить доходы между студиями и авторами. Но ведь Госфильмофонд — это кинохранилище, а не управляющая компания. Каким образом там будут заниматься продвижением киноколлекции, остается только гадать. Ликвидируемая «Киноколлекция» распоряжалась правами не только «Союзмультфильма», но и других киностудий, некоторые из которых уже не существуют. Кто же будет получать доходы от их фильмов?

Кроме того, не все художники согласились с решением реанимировать «Союзмульт фильм». Студии обещано списать долг 12 миллионов рублей и оплатить ремонт помещения, которое все равно со временем отойдет Московской патриархии. Некоторые участники встречи считают, что студия уже морально мертва, и денежными вливаниями ее не реанимировать. Возможно, было бы разумнее закрыть «Союзмультфильм», а бренд передать новому Дому российской анимации.

На мультипликацию пообещали выделить значительные суммы — в 2011 году финансирование мультипликации увеличат на 500 миллионов рублей, что утроит запланированный бюджет. А в 2012 году на анимационное и детское кино выделят аж 1,5 миллиарда рублей. Но каким образом будут распределяться эти деньги? Если государство задумало поднимать анимацию с колен, то одних денежных вливаний недостаточно. Надо менять структуру финансирования, отменить систему тендеров и организовать грамотную и эффективную господдержку. Как минимум.

Автор: Мария Разлогова

Похожие статьи:

Политика и обществоНападёт ли НАТО на Россию?

Закон и правоИдеология русского воссоединения

ЗнанияТипы зарядных устройств для планшета - какое выбрать

ЗнанияИстория отечественных российских (советских) мобильных телефонов

ЗнанияСоветско-российские мифы про 1913-й год. Русь которую мы потеряли.


 

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!