Подстрекатель
«Для чего же Ты, Боже, подстрекал Каина к братоубийству? Отчего Ты, Господи, не призрел и на дары старшего из братьев? Вырастил он их в поте лица своего, принес Тебе от чистого сердца, надеясь на благословение Твоё, или, хотя бы, на доброе слово. Ты же брезгливым жестом оттолкнул от Себя преданного пахаря и отринул его скромные дары. В то же время, от младшего брата благосклонно принял в дар баранье мясо и сало. Пусть даже Ты и предпочитаешь жирное мясо пресным лепешкам. Но что мешало Тебе радушно принять дары от обоих братьев, ласково благословить их и отпустить восвояси? А потом, ночью, спокойно выбросить обглоданные кости и нетронутые лепешки в контейнер для отбросов? Любой Твой раб, даже очень слабо мыслящий, поступил бы именно так! Ты же, обуян гордыней, пробудил в Каине бешеную ревность, довел братьев до ссоры, до драки, до братоубийства!» Господа присяжные заседатели! Обращаю Ваше внимание на то, что бедный, неотесанный Каин действовал в состоянии аффекта, подстрекаемый к убийству неодолимой Высшей Силой. И если вы хотите осудить Каина, так осудите и его Верховного Подстрекателя! И Его присудите к изгнанию! И на Его божественное Чело поставьте печать Каинову! И всё же не могу не высказать соображения, что поступок этого далёкого недалёкого Господа был, в какой-то мере, оправданным. Во всяком случае, с точки зрения древних евреев. Для них, пастухов-кочевников, землепашество было делом низменным и презренным, неугодным Богу. Что и нашло отражение в легенде о Каине и Авеле. В свою очередь, древние египтяне, возделывающие плодородную долину Нила, с презрением относились к семитским пастушеским племенам, «ибо мерзость для египтян всякий пастух овец». (Бытие 46:34) «И пошел Каин от лица Господня». (Бытие 4:16)