Славянский пантеон: Боги

Авсень (Овсень, Говсень, Усень, Баусень, Таусень) - Бог самого начала весны и осени. Бог перемен, смены времен года. Покровительствует пастухам и коням. На золотисто-рыжем коне, как солнце весною или кленовый лист осенью, Авсень привозит вести о начале весны и осени. Древние cлавяне, встречавшие новый год в марте, почитали его и как новогодний персонаж. Авсень почитается и как покровитель урожая. Его приход осенью означает окончание полевых работ и начало домашних, зимних. Авсень связан с животными - конем, коровой, козой и другими, олицетворяющими плодородие и богатство. Также считают, что Авсень - покровитель пчел. Представляют его в виде молодого статного мужчины, скачущего на коне.

Агуня - Бог Земного Огня, младший из Сварожичей. Являет собой Силу Богов Небесных на Земле - очищающую и оберегающую от всякой нечисти. Также служит посредником между Миром Людей и Миром Богов (отсюда - Огненные Жертвоприношения и кремация мертвых тел). В отличие от Даждьбога и Перуна, чьи лики скрыты от людей в зимнее время, Агуна остается на Земле круглый год, вздымая свои золотые кудри на Огненном Жертвеннике и в домашнем очаге... Культ Огня также тесно связан с почитанием Огненного Сокола Рарога - Пламенного Посланника Небес.

Барма - бог молитвы у славян. Был женат на Тарусе, которую и убил сам за измену. Это добрый бог, но если он впадал в ярость, то в этот момент лучше не попадаться ему на пути. Обладал волшебным лебедем, верхом на котором летал.

Белобог - воплощение Света, Добра, Удачи, счастья, блага, олицетворение дневного весеннего неба. Капища Белобога строят на возвышенностях, на открытом Солнцу месте. Жертву ему приносят весельем, играми и радостным пированьем. Можно говорить о том, что Белобог - это собирательный образ всех светлых богов.

Богумир - сын Даждьбога и Морены. Он женился на Славуне и от него пошли все люди на Русской земле, племена от его детей. Поэтому говорят, что Русы - Даждьбожьи внуки. Есть сказ: "В те времена был Богумир - муж Славы, и имел он троих дочерей и двух сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во времена отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий. И там мать их, которую звали Славуня, им приготавливала все необходимое. И сказала она Богумиру на седьмой день: "Мы должны выдать своих дочерей замуж, чтобы увидеть внуков". Так сказала она, и запряг Богумир повозку и поехал, куда глаза глядят. И доехал до дуба, стоящего в поле, и остался ночевать у костра. И увидел он в вечерних сумерках, что к нему подъезжают три мужа на конях. И сказали они: - Здрав будь! Что ищешь ты? И поведал им Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами - в походе, дабы найти себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям. Отсюда начало трем родам. И соединились они, и славны были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя - Древа, а другая - Скрева, а третья - Полева. Сыновья же Богумира имели имена - Сева, и младший - Рус. От них идут северяне и русы. Три же мужа были, все три - Утренник, Полуденник и Вечерник".

Бука, Букан, Букач, Бучело - бог пчеловодства, бортничества. Он же дух страшных снов. Внук Велеса.

Буря - богиня ветра, супруга Стрибога.

Велес (Волос, Велс, Влес) – бог охоты, скотоводства, богатства и мудрости, покровитель земледельцев. Это бог воли, волшебства, бог мудрости и искусств, покровитель магических искусств, восходящих к охотницкой магии и оборотнечеству, повелитель животного мира, в его власти все пути и перекрестки. Он Страж на дороге из мира явного в мир сакрального – навий мир. Он же - властитель, пастырь и водчий мертвых, посмертный судия и Суд, т.е. Навий бог, подготавливающий мертвую материю к новому рождению. На знаменитом Збручском Кумире он выступает трехликим Чернобогом поддерживающим и Правь, и Явь. Трехликим, ибо принадлежат ему Золотое, Серебряное и Медное царства (согласно русским сказкам все они лежат в Нижнем мире и в каждом по пряхе-норне, что согласно Эдде также живут у корня Иггдрасиля). Чернобог - навий ("злой") бог, согласно "Славянской хронике" Гельмольда, обычно отождествляется с Черноголовом из "Книтлингасаги", имеет воинские функции. В сербо-лужицком пантеона назван А.Френцелем (1696) - Czernebog и противопоставлен Свентовиту - Белобогу и главе пантеона. Если Свентовит – Белобог - бог Яви и Прави, то Велес - как Чернобог - бог Нави и Прави. В Прави они едины - как имена Рода. Одно из имен Велеса - Мокос – муж Макоши, посмертный судья – Суд - Усуд, и в этом качестве он представлен в Прави. Традиционно Велеса изображают высоким седобородым стариком, слепым или темным на взор, бывает, хромым. Явление Велеса предвещают скот и вороны. Звери Велеса с древних времен – лесная корова и бёр (медведь). Ему служат вещие птицы да кот Баюн. Его день - среда, камень - опал или обсидиан, металл - свинец или ртуть, дерево – ель, орех или ясень. Его, Велесовы, дни празднуют 2 и 6 января, а также в дни чествования Ярилы-Тура, тоже скотьего бога. Ряд исследователей, а за ними и литераторов, принижают роль Велеса как бога творчества и магии, и представляют его только лишь как "скотьего бога", в крайнем случае, еще как змееобразного противника Перуна. Ярило, волчий пастырь, и Морозко – дети Велеса, или его ипостаси, явья и навья стороны. В русских сказках фигурирует как светлый или молодой Велес – Иван Быкович, Иван Корович, Иван крестьянский сын - с одной стороны, и как Шут (Черт) и Старый Старик, Касьян-Кощей и Вий т.е. темный, старый Велес – с другой стороны. Вероятно, Волх и Волхов - имена или ипостаси Велеса, как бога-оборотня и предводителя Дикой Охоты. На русском Севере Велес - повелитель срединных и нижних вод. Волх оборачивается и вещим Серым Волком, помогая дружине острым зубом, да Ивану-Дураку - добрым советом. Велес - это трикстер, скрывающийся по маской, бог, проверяющий претензии героя на Силу. И как посмертный судья он также связан с Судьбой. Велес выступает под именем Деда-Всеведа (что снабжает героя путеводным клубочком) и Усуда в сказочной триаде Среча - Усуд - Несреча. Одно из имен Велеса ("Мокоса с воловьей головой") созвучно имени ягишны - пряхи и богини Судеб – Великой Макоши. Яга или Макощ - это женская ипостась Велеса. Именем жен Велеса названо созвездие Плеяд – Волосыни "Волосу светити быть девице" - говорят о девушке - невесте. Волосожары – дорога Велеса, Млечный Путь. Лось – Лесная Корова, созвездие Большая Медведица, небесные чертоги Велеса. Корович - иное имя Велеса. Коровичами себя почитали те, кто производил род от Велеса. Ас Один также потомок небесной коровы, которая вылизала его деда из первородной скалы, возможно, аналога Алатыря. Имя кота Баюна созвучно имени легендарного певца из "Слово о полку Игоревом" Бояна, внука Велеса. Имя самих ведических жрецов – волхвы - также имеет непосредственное отношение к культу волохатого Велеса. Обычно под этим словом понимают представителя высшей "касты" ведических жрецов. Арабы поминают волхвов как "знахарей", чье влияние на князей Руси огромно. Бессмысленно сочетание "волхв Перуна", ибо высшими жрецами богов войны и Грома были князья, у ругов - руян волхвы стояли выше князей.
Вечерка – богиня вечера (ей соответствует Вечерник). Сестра Полудницы, Купальницыи Зари-Зареницы.

Вий (Ний) - скорее всего одна из ипостасей Велеса. Бог подземного мира, или Навьи.

Громовник – по народным поверьям, это воплощение всех небесных сил, прежде всего грома, молнии, грозы, олицетворение устрашающих стихий. Его называли Сварогом, потом Перуном.

Даждьбог, Дажьбог, Дабъ - бог плодородия, солнца и солнечного света, и живительной силы, дед славян, сын Сварога (Сварожич). Имя его не от слова "дождь", как иногда ошибочно думают, оно означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Дважды в сутки - утром и вечером - он пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки и лебеди. Поэтому славяне приписывали особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня. (По другим вариантам он ездит на легкой колеснице, запряженной четверкой белоснежных коней). У Даждьбога была величавая поступь и прямой взгляд, не знающий лжи. И еще дивные волосы, солнечно-золотые, легко летящие по ветру. Его день - воскресенье, его металл - золото, его камень - яхонт.
Джевана, Девана, Зевана, Дзевана - дочь Перуна и Летницы, богиня лесов, зверей и охоты. Зевана изображалась в богатой куньей шубе, отороченной белкою. Вместо епанчи (верхней одежды) на нее накинута медвежья шкура, а голова зверя служила шапкою. В руках Зевана держала натянутый лук и капкан, у ног ее лежала рогатина, какой медведя из берлоги подымают, и нож. Богине молились ловцы и охотники, прося у ней счастья в звероловстве, а в благодарность приносили часть своей добычи.

Дид - третий сын богини Лады, после Леля и Полели, бог супружеской любви. Иные полагали его покровителем охлаждения, остывших чувств, однако это не так: он покровительствовал прочным союзам, неизбывной любви. Дид, как и его братья, всегда молод, ибо истинная супружеская любовь никогда не стареет, не слабеет: она дарована богами для увеличения человеческого рода, для неумирающего уважения друг к другу мужа и жены, для вечной взаимной нежности. Пусть угасает жар любви, страсть, — однако нежная дружба должна сохраняться. Символом этой неразрывной, только смерти подвластной связи были две горлинки, которые держал в руках Дид. Как и братья его, как и мать, Дид любил не страшные, кровавые жертвы, а приношения цветов, ягод, веселые, приветливые песни, любил, когда большая семья возносила благодарность за счастливо протекающие годы, за вечную любовь, которую благословляет добрый Дид.

Догода, Погода - бог тихого, приятного ветра и ясной погоды, полная противоположность своему свирепому брату, покровителю ветров Позвизду. Румяный, русокудрый юноша в васильковом венке, в серебристо-голубой одежде, с самоцветными крылами за спиной. Догода имел свои храмы, но никаких иных жертв, кроме веселых песен и танцев, принимать не желал.

Желя - вестница мертвых, богиня скорби и жалости, похоронного плача, провожающая на погребальный костер. Сестра Карины. Дочь Мары и Кощея.

Жива - богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жито-зерна. Дочь Лады, супруга Даждьбога (по другим вариантам - дочь Свентовита.). Богиня Весны и Жизни во всех ее проявлениях, подательница Жизненной Силы Рода, делающей все живое собственно живым. Она - богиня животворящих сил природы, весенних бурлящих вод, первых зеленых побегов, покровительница юных девушек и молодых жен. Именно весной можно увидеть Живу или Живиц, ее молоденьких прислужниц: в виде прекрасных дев они реют над землею. Крупнейшее святилище было в полабском городе Ратибор.

Зимцерла, Мерцана, Заря-Зареница, Зарница – владычица начала дня, богиня утренней зари, богиня утра. Порою выходит она резвиться по ночам над лесами-полями, и тогда называют ее Зарницею. В народе верят, что Зарница помогает обильному и быстрому созреванию жатв, а потому она почиталась покровительницею урожая. Зимцерлу изображали в злато - багряных одеждах, которые освещают восточные границы небес румяной утренней зарею. Сестра Купальницы, Полудницы и Вечерки.

Знич - неугасимый огонь. Древние славяне почитали его как вечный источник жизни, подателя тепла и света. Во многих городах стояли храмы, где жрецы неусыпно следили за огнем и приносили ему в дар военные трофеи, ибо Знич почитался также покровителем жаркой воинской отваги и храбрости. К нему приходили за помощью и тяжело больные, надеясь получить облегчение, согревшись возле животворного огня. Волхвы по игре Знича предсказывали судьбы людям. Да и в каждом доме был свой храм Знича: домашний очаг, а попросту —печка.

Карина - упоминается в "Слове о полку Игореве" - как богиня плакальщица, сопровождают погребальные обряды, витают над полями сражений, тоскуют в местах успокоения усопших вместе с Желей, своей сестрой.

Квасура - бог веселья, радости и хмеля, таинства хмелеварения. Лада научила Квасуру готовить питный мед (сурью). (Схож с Корсом).

Китоврас - бог мудрости и смелости. Представлялся в образе получеловека-полуконя.

Коляда, Каледа, Колянда – сезонный бог, воплощение повторяющегося годового цикла. Коляда - сын Даждьбога, брат Купалы. Диаметрально противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот. Прибытие света. Умирание старого, приход сильного-молодого. Иногда Коляду изображал сноп или соломенная кукла, принесенные в дом. Его имя постоянно звучит в "колядках" — песнях, которые исполнялись ходившею по дворам молодежью. Сопровождалось все это ряженьем (ритуальная смена пола и оборотничество) в коня, козу, корову и других животных, воплощавших плодородие, а также переодевание в лютого зверя - бера, тура и т.д.

Корочун, Карачун - сезонный бог из свиты Велеса-Мороза. Корочун - это нынешнее 22 декабря.

Корс, Корша – покровитель питья, бог пиров. Изображали его в виде нагого юноши, увенчанного венком из хмелевых плетей и едва прикрытого листьями хмеля. Он выглядел полусонным, словно спьяну, в руке держал ковш, ибо всегда был не прочь к нему приложиться. Славяне поклонялись ему своим участием в пьянственных поединках, ибо в те далекие времена среди всех народов немалым богатырем считался тот, кто мог остальных перепить. Там, где начиналась пирушка, и был храм Корса.

Кострома – дочь богини Купальницы и Семаргла (сестра-близнец Купало). Славяне почитали Кострому как воплощение весны и плодородия — "мать колосьев". Засеянное поле уподоблялось материнскому лону, порождающему зерна, и было священно для земледельца. Отсюда и святость хлеба. На празднике посвящения в мужчины хлеб переламывали над головами юношей. В древних обрядах проводов Костромы (проводах весны и встрече лета) ее могла изображать красивая девушка или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода.
(Рассказывается, что однажды, когда Купала со своей сестрой были еще маленькими то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала, проплывая мимо в лодке. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились не зная, что брат и сестра, а когда узнали решили утопиться. Косторма стала русалкой или мавкой. Но боги решили сжалиться над братом и сестрой и превратили их в цветок, который мы сейчас знаем под названием Иван-да-Марья. Но, скорее всего, это поздний мотив).
Купало – сын богини Купальницы и Семаргла, брат-близнец Костромы. Это веселый и прекрасный бог, одетый в легкую одежду и держащий в руках цветы и полевые плоды, на голове имеющий венок из ярких, желтых цветов купальниц, — бог лета, полевых плодов и летних цветов, бог влаги (росы). Купало, причисляли к знатнейшим богам ибо, после плодов скотоводства, земные плоды всего более служат человеку и составляют его богатство. В начале жатвы, праздник летнего солнцестояния в ночь с 23 на 24 июня, приносили ему жертвы. Тогда на полях возжигали большие костры. В ночь на Ивану Купалу идет соединение огня и воды. Считалось, что связь огня и воды олицетворяла зависимость плодородия от яркого солнца и хорошего полива. (См. легенду в Костроме).

Купальница - богиня Ночи. Мать Костромы и Купалы, которых родила от Семаргла.

Лада - мать Богов, супруга Рода. Является одной из двух богинь рожаниц (главной). Покровительница родов, красоты, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия. Богиня Земли. Но так как любовь порою бывает и причиною горя, то Лада олицетворяла и несчастную любовь. Чтобы избегнуть таких бед, каждая пара молодоженов приносила богине цветы, живых птиц, мед и ягоды. Рожаница Мать (Лада) связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Некоторые исследователи признают Великую Ладу матерью 12-ти месяцев, на которые делиться год. Ее золотоцветные волосы были убраны жемчугами, платье изукрашено богатым шитьем и драгоценностями. Ее месяц - апрель. Ее металл - золото, медь или бронза, а камень - изумруд.

Лель, Лельо, Леля - бог страсти. Он сын богини красоты Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть — это пламенная, жаркая любовь. Лель возжигал сердца своим ярым пламенем.

Леля, Ляля – дочь Лады, супруга Семаргла, младшая Роженица (вторая богиня Рожаница). Богиня весны, девичьей любви, первой зелени и первых цветов, весенних ветерков, покровительница влюбленных, юной женственности и нежности, богиня физической любви, зарождающейся новой жизни, красоты, счастья. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается словом "лелеять". Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах, едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае. Лелю - Весну торжественно "закликали" - приглашали в гости, выходили встречать ее с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у Матери Лады: отпустит ли дочь?
Праздник "лельник" обычно праздновали 21 апреля, на кануне Юрьева дня. Эти дни называли также "Красной горкой", поскольку местом действия становился холм, расположенный неподалеку от деревни. Выбирали самую красивую девушку, которая исполняла роль Лели, надевали на ее голову венок, усаживали на дерновую или деревянную скамью (символ прорастающей молодой зелени). Справа и слева от девушки на скамью укладывали приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны находился кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана. А вокруг скамьи раскладывали сплетеные веники, после водили вокруг девушки хороводы и пели песни, прославляющие Лелю, затем девушка - "Леля" одаривала подруг заранее приготовленными венками. Культ Рожаниц связывался как с плодородием и земледелием, так и с понятиями брака, любви и деторождения. Ее день - понедельник. Ее дерево - рябина или береза, металл - серебро.

Летница - жена Перуна, она же Перуница, Громовица.

Магура, Перуница - дочь Перуна, облачная дева - прекрасная, крылатая, воинственная, то же, что скандинавская валькирия. Сердце ее навеки отдано воинам, богатырям. На поле брани Магура подбадривает сражающихся воинственными кликами, ее золотой шлем сверкает на солнце, вселяя радость и надежду в сердца. Ну а если воин пал от удара вражеского меча или пронзенный стрелою, Магура осенит его своими крылами, коснется охладелых уст - и даст выпить воды из золотой чаши в виде черепа. Отведавший живой воды Магуры отправится в Ирий - для жизни вечной, где и средь неземного блаженства вечно помнит он последний поцелуй Магуры.

Макошь, Мокошь, Мокощ, Мокуша — богиня всей Судьбы, старшая из прях, богиня плодородия и связана с урожаем, имеет 12 годовых праздников. Матерь богов, возможно жена или воплощение Велеса-Мокоса-Мокоша. В нижней ипостаси известна, как Яга, мать ветров и богиня смерти. Изображена на русских вышивках между двух лосих-Рожаниц, иногда изображена с рогом изобилия. Ее день – пятниц, ее металл - серебро, камень - горный хрусталь и т.н. "лунный камень".

Мара, Маруха, Мора - в славянской мифологии злой дух, как и Марена, воплощение смерти, мора. Мара — имя чучела, которое сжигают на костре в ночь на Ивана Купалу.

Марена, Марана, Морена, Маржана, Маржена — в славянской мифологии богиня, связанная с воплощением бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее - смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы. В весенних обрядах Марена называлось соломенное чучело — воплощение смерти (мора) и зимы, которое сжигали, что призвано было обеспечить урожай.

Огненный Волх - охраняет путь в Ирийский сад. Он бог войны и смелости. Муж Лели. (По другим вариантам Дивы)

Перун, Перунова — в славянской мифологии бог грозы, грома и войны. Имеет много общих черт с аналогичным культом Перкунаса в балтийской мифологии, Пярун у белорусов, Тор у скандинавов, Таринис у кельтов. Связан с военной функцией и соответственно считался покровителем военной дружины и ее предводителя - князя. Его представляли в виде немолодого мужа: по древнерусскому летописному описанию, голова его деревянного идола была серебряной (седина), а усы — золотыми. Главным оружием Перуна были камни, стрелы и топор. Перун, первоначально в образе всадника на коне или на колеснице, поражает своим оружием врага Змея, Змиулана или Кощея (часто путаемого с Велесом), последовательно прячущегося от него в дереве, камне, в человеке, в животных, в воде. После победы Перуна над врагом освобождаются воды (в архаических и поздних трансформациях мифа скот, женщина, похищенная противником Перуна — Додола, Марена, Макошь) и проливается дождь. Поэтому интерпретацией мифа является его истолкование о происхождении грома, грозы, плодородного дождя. Идолов ставили в дубовых рощах и на возвышеностях. Его день - Четверг. Его металл - олово, его камень - белемнит (чертов палец-перуновы стрелы) сапфир, лазурит, дерево - дуб, бук.

Позвизд, Посвист, Похвист, Вихорь - свирепый бог бурь и непогод. Внук Стрибога. С его бороды лили проливные дожди, из уст исходили туманы. Стоило Позвизду тряхнуть волосами, как на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, а с полы его одежды валил хлопьями снег. Стремительно носясь по небесам, сопровождаемый свитою бурь и ураганов, он распространял вокруг шум и свист, и ничто: ни люди, ни звери, ни столетние деревья, ни горные кряжи - не могло устоять перед его стремительностью и натиском. Позвизд имел вид свирепый, волосы и бороду всклокоченные, крылатые распахнутые одеяния. Жил он где-то на вершинах высоких и далеких гор. Вообще говоря, Позвизда почитали не только покровителем бурь, но и всяких воздушных перемен. Так что иногда он мог смилостивиться над людьми - и уступить без борьбы своему брату Догоде.

Полель - второй сын богини любви Лады, младший брат Леля. Даже самое имя его означает: "следующий по Леле", ибо брак всегда следует за любовью, венчает ее. Полель, бог брака. Облаченный в дорогие, златотканые одежды, увенчанный венком из цветущего шиповника, он подает молодоженам такой же венок - и рог, в котором всегда пенилось вино столь же хмельное, как счастье, которого желал им сей добрый и ласковый бог.

Радегаст - божество бранной славы и войны северных славян. Изображали Радегаста вооруженным с головы до ног, с боевой секирою, в шлеме, на котором распростер крылья орел, символ славы, и с бычьей головой, знаком отваги, на круглом щите. Его именовали Радегастом, "ратным гостем". У Радегаста священным животным являлся вепрь.

Род — Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира. Богом богов у западных славян именуют Свентовита, скорее всего это одна из главных ипостасей Рода

Сварог - древнеславянское божество неба и эфира, отец солнца и огня. Бог-кузнец, одна из сторон Рода, бог-творец и законодатель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материально материальный мир. Разница между Велесом и Сварогом сродни разнице между Вяйнямёйненом - "вековечным рунопевецем" и кователем Илмариненом. С большой долей вероятности можно говорить о том, что пары Таргитай-Колоксай и Сварог-Сварожич восходят к одной мифологеме. Сопоставление Сварога и Таргитая происходит таким образом: Сварог - бог-кузнец и законодатель, отец бога огня Сварожича. Cкифский Таргитай - кузнец и законодатель. Три вещи, упавшие наследникам от первопредка Таргитая с неба - символизируют рало - землю, чаша - воду, лук - воздух. Сварог учит людей ремеслам. Сварог - отец бога света. Таргитай - отец Коло-ксая, у которого лук, - символ бога Света, который только он мог согнуть. Сварог - отец Даждьбога, Даждьбог - прародитель славян, Колоксай - прародитель сколотов - праславян. Таргитай - отец Солнце-царя. Сварог, с появлением солнца (Дажьбога), и огня - Сварожича, предается покою, предоставив им творчество и управление вселенной.

Сварожич – по представлению славян, один из сыновей Сварога, олицетворял земной огонь. Некоторые славянские племена почитали Сварожича еще и как бога войны и побед.
Свентовит, Святовит— высший бог, связан с войной и победами, его атрибуты — меч, знамя, орел и копье. Культовый центр Свентовита — четырехстолпный храм в балтийско - славянском городе Аркона. Символический цвет — красный.

Стрибог, Стрибо, Стриба —бог-отец, старый, старый бог, дед ветров. Божество неба, воздуха и ветра. Вероятно, одно из имен Рода или сторона Рода, как отца богов. Его день - суббота. Не случайно, суббота - родительский день. В поздних источниках изображался в виде одной головы, приобретая хтонические черты типа Вия-Вея. Связан с Лунным Культом, постоянное поминание Стрибога рядом с Даждьбогом - солярным божеством, наводит как раз на эту мысль

Услад, Ослад - бог веселья и всяческого блаженства, пиров, гуляний и наслаждений, верный спутник Лады, богини любви. Изображался он золоченой статуей в виде прекрасного юноши с радостью на челе, румянцем на щеках, в венке. Одет Услад был весьма небрежно, ибо всегда был готов к удовлетворению своих чувственных прихотей. Со временем стали почитать его и как бога приятного сна и сновидений.

Хорс, Хорос, Харс - др.-рус. Хърсъ— бог солнечного диска, бог миропорядка, связанного с ходом солнца. Бог Нави мог именоваться в противоположность ему Черным Хоросом. Возможно у сколотов Коло-ксай (Солнце-царь) - сын Таргитая (кузнеца Сварога) и тогда Хорс - Сварожич. Его день - воскресение, как и у Даждьбога, металл - червонное золото.

Чернобог — в балтийско - славянской мифологии темный бог, приносящий несчастье. На основе этого противопоставления реконструируется пара Белобог— Чернобог, воплощение противопоставлений "счастье — несчастье, белый — черный" и т. д.
Числобог - славяне почитали его как покровителя течения времени. Было у него два лица: одно - подобное солнцу, другое - полумесяцу, ибо солнце отмеряет течение дня, а луна - ночи. Пред храмом его высаживали великое множество самых разнообразных цветов, которые открывали свои венчики в разное время суток, от раннего утра до позднего вечера. И узнать, который теперь час, можно было, поглядев на эти удивительные цветочные часы.

Ярило, Ярила — славянский мифологический и ритуальный персонаж, связанный с идеей плодородия, прежде всего весеннего, символ сексуальной мощи, бог плодородия, ярый бог пробуждающейся природы и вешнего света. Ярило - сын или явья ипостась Велеса, который зимой выступает как Мороз, а по весне - Ярилой. Имя "Ярила" производится от корня "яр-", с которым соотносятся представления о яри как высшем проявлении производительных сил, обеспечивающем максимум плодородия, прибытка, урожая. ЯРИЛЕ принадлежит особая роль в сельскохозяйственной обрядности, особенно весенней. Ярилу трудно отделять от некоторых других персонажей подобного типа. В этой связи обращает на себя внимание Яровит у балтийских славян. Ярила близок более поздний ритуально-мифологический образ Юрия — Егория (св. Георгий), открывающий приход весны. Его день - вторник. Его месяц – март. Его металл - железо, камни - рубин, гранат, гематит, янтарь.

Ящер, Яша, Ясса - одна из ипостасей Велеса-Чернобога. Вероятно, владелец глубин и царства минералов, Морской царь. Жена - белорыбица. Музыка в мифе о Садко является богослужением ему - Ящеру, а гусли имели форму ящерообразную (кстати и Боян - Велесов внук).


 

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!